С 2009 г. в ФГБУ РосНИИВХ функционирует Музей воды, где собрана обширная информация о состоянии водных объектов, развитии водохозяйственного комплекса России, охране и рациональном использовании водных ресурсов.
Инициатором и идейным вдохновителем создания музея стала директор института Надежда Борисовна Прохорова.
С момента создания УралНИИВХ (1969 г.) и по сегодняшний день институт накопил огромный архив исторических документов и научно-исследовательских материалов в области водного хозяйства. 50 лет институт развивался вместе с водным хозяйством страны и создание музея стало своеобразной формой интеграции объемной и разносторонней информации о воде и всем, что с ней связано, в общественное сознание. Основной целью деятельности Музея воды является пропаганда знаний в области рационального использования и охраны водных ресурсов среди специалистов водного хозяйства, студентов, школьников, населения, а также сбор и хранение уникальных экспонатов, оборудования, книг и пр.
- развитие гидротехнического строительства
- водный фонд России
- водные пути (история освоения водных ресурсов России)
- становление органов управления водным хозяйством
- гидротехническая мелиорация земель
- использование водных ресурсов
- интегрированное управление водными ресурсами
- водные и водохозяйственные риски
- восстановление и охрана водного фонда
- физико-химические свойства воды
Сотрудники института разработали и представляют посетителям тематические экскурсии с учетом возраста и профессиональных интересов.
Подготовлены экскурсионные программы для учащихся 4-11 классов; студентов профессиональных учреждений.
Старшеклассники имеют возможность посетить химическую лабораторию института, познакомиться с экологическими специальностями, получить консультации по профессиональной ориентации.
Музей Воды – уникальная база для проведения интегрированных, экологических уроков, уроков МДО.
Экскурсии подбираются под потребность экскурсионной группы по следующим направлениям:
- Вода в нашей жизни (правила водопользования, поведения на водных объектах, экономия воды в домашнем хозяйстве, охрана водных объектов)
- Физико-химические свойства воды (строение молекулы воды, химический анализ воды; лабораторные исследования; описание водных фокусов)
- История и география (водные пути - история освоения водных ресурсов России, развитие гидротехнического строительства, гидротехнические мелиорации земель, становление органов управления водным хозяйством)
- География, биология, экология (водный фонд России – моря, реки, озера, болота, подземные воды и т.д.; восстановление и охрана водного фонда; использование водных ресурсов; интегрированное управление водными ресурсами; водные и водохозяйственные риски)
- Профессиональное ориентирование (гидрологи, инженеры-геологи, гидрогеологи, биологи, экологи, химики, юристы, экономисты, строители, журналисты и др. специалисты работают в отрасли водного хозяйства; экскурсия по музею + экскурсия по институту – сектор гидробиологических исследований, сектор гидротехнических сооружений, химическая лаборатория и т.д.)
Регулярно Музей воды открывает свои двери для гостей самых разных возрастов. 26 октября 2018 года музей принимал учеников 8 класса школы № 45 г. Екатеринбурга. Познакомил ребят с экспозицией музея, прочитал лекцию о водоснабжении Екатеринбурга, значении и роли воды в жизни человека заслуженный эколог РФ, доктор технических наук, профессор, заведующий отделом научно-методического обеспечения восстановления и охраны водных объектов ФГБУ РосНИИВХ Александр Николаевич Попов.
А началось все с тайны Бермудского треугольника. Школьникам была предложена одна из основных, правда, вполне «прозаических» (никаких тебе инопланетян или пиратов) версий причины гибели кораблей в районе Атлантического океана. А.Н. Попов представил ребятам макет, показывающий как при выбросе большого количества газа в океане и изменения при этом плотности воды, могут легко тонуть корабли.
Карта-макет «Водоснабжение Екатеринбурга» наглядно продемонстрировала школьникам сложную систему поступления в уральскую столицу этого важнейшего ресурса: старшеклассники узнали – откуда и какую воду они пьют.
Как происходит оценка качества воды, что такое биомониторинг – обо всем этом и многом другом рассказал Александр Николаевич Попов.
Непосредственное общение, наглядные экспонаты и действующие модели, а главное – желание ребят узнать новое, – сделали экскурсию в Музее воды РосНИИВХ интересной и познавательной.
Закончилось знакомство с музеем просмотром познавательного видеофильма о водных ресурсах нашей страны.
В старшем поколении всегда подкупает благодарное, неравнодушное отношение, сконцентрированное внимание и интерес.
Мы очень надеемся на дальнейшие встречи и сотрудничество.