ФГБУ РосНИИВХ
Открытие музея, октябрь 2009 г.
О музее

С 2009 г. в ФГБУ РосНИИВХ функционирует Музей воды, где собрана обширная информация о состоянии водных объектов, развитии водохозяйственного комплекса России, охране и рациональном использовании водных ресурсов. 

Инициатором и идейным вдохновителем создания музея стала директор института Надежда Борисовна Прохорова.


С момента создания УралНИИВХ (1969 г.) и по сегодняшний день институт накопил огромный архив исторических документов и научно-исследовательских материалов в области водного хозяйства. 50 лет институт развивался вместе с водным хозяйством страны и создание музея стало своеобразной формой интеграции объемной и разносторонней информации о воде и всем, что с ней связано, в общественное сознание. Основной целью деятельности Музея воды является пропаганда знаний в области рационального использования и охраны водных ресурсов среди специалистов водного хозяйства, студентов, школьников, населения, а также сбор и хранение уникальных экспонатов, оборудования, книг и пр.

В музее собрана и представлена различная информация по следующим разделам:
  • развитие гидротехнического строительства
  • водный фонд России
  • водные пути (история освоения водных ресурсов России)
  • становление органов управления водным хозяйством
  • гидротехническая мелиорация земель
  • использование водных ресурсов
  • интегрированное управление водными ресурсами
  • водные и водохозяйственные риски
  • восстановление и охрана водного фонда
  • физико-химические свойства воды
Экскурсии

Сотрудники института разработали и представляют посетителям тематические экскурсии с учетом возраста и профессиональных интересов. 

Подготовлены экскурсионные программы для учащихся 4-11 классов; студентов профессиональных учреждений. 

Старшеклассники имеют возможность посетить химическую лабораторию института, познакомиться с экологическими специальностями, получить консультации по профессиональной ориентации.

Музей Воды – уникальная база для проведения интегрированных, экологических уроков, уроков МДО. 

Экскурсии подбираются под потребность экскурсионной группы по следующим направлениям: 

  • Вода в нашей жизни (правила водопользования, поведения на водных объектах, экономия воды в домашнем хозяйстве, охрана водных объектов)
  • Физико-химические свойства воды (строение молекулы воды, химический анализ воды; лабораторные исследования; описание водных фокусов)
  • История и география (водные пути - история освоения водных ресурсов России, развитие гидротехнического строительства, гидротехнические мелиорации земель, становление органов управления водным хозяйством)
  • География, биология, экология (водный фонд России – моря, реки, озера, болота, подземные воды и т.д.; восстановление и охрана водного фонда; использование водных ресурсов; интегрированное управление водными ресурсами; водные и водохозяйственные риски)
  • Профессиональное ориентирование (гидрологи, инженеры-геологи, гидрогеологи, биологи, экологи, химики, юристы, экономисты, строители, журналисты и др. специалисты работают в отрасли водного хозяйства; экскурсия по музею + экскурсия по институту – сектор гидробиологических исследований, сектор гидротехнических сооружений, химическая лаборатория и т.д.)
Экскурсии проводят ведущие научные сотрудники и специалисты ФГУП РосНИИВХ, знания которых высоко оценены на международном уровне.
Экскурсия для школьников

Регулярно Музей воды открывает свои двери для гостей самых разных возрастов. 26 октября 2018 года музей принимал учеников 8 класса школы № 45 г. Екатеринбурга. Познакомил ребят с экспозицией музея, прочитал лекцию о водоснабжении Екатеринбурга, значении и роли воды в жизни человека заслуженный эколог РФ, доктор технических наук, профессор, заведующий отделом научно-методического обеспечения восстановления и охраны водных объектов ФГБУ РосНИИВХ Александр Николаевич Попов.

А началось все с тайны Бермудского треугольника. Школьникам была предложена одна из основных, правда, вполне «прозаических» (никаких тебе инопланетян или пиратов) версий причины гибели кораблей в районе Атлантического океана. А.Н. Попов представил ребятам макет, показывающий как при выбросе большого количества газа в океане и изменения при этом плотности воды, могут легко тонуть корабли.

Карта-макет «Водоснабжение Екатеринбурга» наглядно продемонстрировала школьникам сложную систему поступления в уральскую столицу этого важнейшего ресурса: старшеклассники узнали – откуда и какую воду они пьют.

Как происходит оценка качества воды, что такое биомониторинг – обо всем этом и многом другом рассказал Александр Николаевич Попов.

Непосредственное общение, наглядные экспонаты и действующие модели, а главное – желание ребят узнать новое, – сделали экскурсию в Музее воды РосНИИВХ интересной и познавательной.

Экскурсии для студентов
 30 мая Музей воды РосНИИВХ посетили две группы студентов-экологов Уральского государственного лесотехнического университета.
  В состав первой группы экскурсантов входило большое количество студентов Костанайского государственного университета им. А. Байтурсынова (Казахстан), находящихся в Екатеринбурге по программе обмена студентами.
   Акцент экскурсии для начинающих экологов был сделан на значимости воды, как стратегического ресурса нашей страны и необходимости эффективного управления водными ресурсами.
 Интересной для экскурсантов оказалась историческая справка о начале развития водного хозяйства России, как отрасли.
 Студенты экологи получили разностороннюю информацию о деятельности института и Федерального агентства водных ресурсов по реализации задач комплексного управления водными ресурсами. В диалоге со студентами-экологами были определены понятия «водные ресурсы», «гидротехнические сооружения», «водное хозяйство», «восстановление водных объектов» и др., затронуты вопросы использования трансграничных вод на примере Китая и Казахстана, проблемы наводнений и защиты от негативного воздействия вод.
 «Красной нитью» экскурсии стала информация о научном сопровождении развития водной отрасли. Сегодня, как и все прошедшие годы, научно-технические разработки института направлены на решение задач, определенных в Водной стратегии Российской Федерации, охватывают широкий круг вопросов стратегического и оперативного управления, планирования водохозяйственной деятельности, моделирования и прогноза состояния водных объектов. В завершение экскурсии студенты посмотрели презентационный фильм о деятельности Росводресурсов, который еще раз подчеркнул важность ВОДЫ в жизни человека и развитии государства.
Экскурсии для старшего поколения
   Весной этого года в Музее Воды прочитан цикл лекций ведущих ученых ФГБУ РосНИИВХ для гостей из ГАУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Чкаловского района г. Екатеринбурга».

Справочно: Центр оказывает социальные услуги, в том числе, на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам. Для решения проблемы одиночества сотрудники Центра занимаются клубно-досуговой работой. В Центре работают 20 клубов по интересам, которые посещают 276 граждан пожилого возраста и инвалидов. В рамках региональной комплексной программы «Старшее поколение» работают 12 отделений Школы пожилого возраста, слушателями которой являются 140 человек.

   Познакомили гостей с Музеем воды и деятельностью ФГБУ РосНИИВХ доктор географических наук, заведующий Отделом гидролого-экологических исследований Андрей Павлович Носаль и доктор технических наук, профессор, заведующий Отделом научно-методического обеспечения восстановления и охраны водных объектов Александр Николаевич Попов.
   Огромный преподавательский опыт, объем знаний лекторов сделали беседу интересной, познавательной и живой.
   Особый интерес у посетителей вызвала информация о качестве городской воды, вытекающей из наших домашних кранов, о сложившейся неблагоприятной экологической обстановке и причинах, ее вызвавших и продолжающих вызывать.
   В беседах акцент был сделан на бутилированной воде. Выставка образцов бутилированной воды, привезенной из разных уголков России, продемонстрировала посетителям лишь часть огромного многообразия воды, добываемой в недрах нашей страны.
   Жители мегаполисов повсеместно переходят на использование бутилированной воды, но что она собой представляет и какие последствия вызывают ее добыча и розлив знают далеко не все.

   Закончилось знакомство с музеем просмотром познавательного видеофильма о водных ресурсах нашей страны.  

 В старшем поколении всегда подкупает благодарное, неравнодушное отношение, сконцентрированное внимание и интерес.

    Мы очень надеемся на дальнейшие встречи и сотрудничество.